Как правильно буксировать автомобиль на гибкой сцепке?

Буксировка

Буксировка автомобиля на тросе – это сложный процесс даже для опытных водителей. В экстренной ситуации нужно учесть много нюансов: не нарушить ПДД (правила дорожного движения), держать дистанцию, быть предельно внимательным, не отвлекаться, вовремя предупреждать о своих маневрах других участников движения. В автошколах дают лишь теоретические знания о буксировке. Столкнувшись с этим процессом в жизни, автолюбители часто теряются или совершают неправильные действия. Чтобы не повторять чужих ошибок нужно учесть все особенности. Быть готовым к ситуации. 

Правила буксировки механических транспортных средств 

Существует три вида буксировки транспортных средств (далее по тексту – ТС) 

  • Буксировка на жесткой тяге. Когда автомобили скреплены друг с другом специальной металлической конструкцией. Такой вид, из-за особенностей сцепки и законов физики, относится к грузовым автомобилям 
  • Буксировка на гибкой сцепке. Для нее используется специальный трос (металлический, капроновый, “тряпичный”) или лента. Такой способ используется для легковых автомобилей 
  • Использование специальных средств обеспечения буксировки. Когда ТС перемещается в кузов другого автомобиля, или на специальной платформе, или на автоэвакуаторе. 

В этой статье рассмотрим буксировку на гибкой сцепке. Т.к. именно она интересует владельцев легковых авто. Никто из них не застрахован от внештатной ситуации, а значит должен быть готов к ней 

Немного теории. Рассмотрим основные понятия 

  • Буксирующее ТС – это транспортное средство, которое на тросе тянет за собой вышедшую из строя машину. Буксирующее ТС находится впереди. К нему сзади цепляется трос. 
  • Буксируемое ТС – это транспортное средство, которое находится сзади. Его тянут на тросе. Трос к нему прикреплен спереди. 

В ПДД сказано, что в буксируемом ТС обязательно должен быть водитель (естественно за рулем). Находиться за рулем буксирующего ТС может только водитель, чей стаж составляет не менее 2-х лет. К буксируемому ТС подобных требований нет. В буксируемом автомобиле не должно быть пассажиров. Буксировка осуществляется с наличием соответствующей маркировки на тросе. Чтобы его было видно сбоку. На дорогах водители обычно используют яркие тряпки завязанные узлами по центру троса.  

Световые сигналы
Световые сигналы во время буксировки

У автомобиля едущего сзади обязательно должен быть включен аварийный сигнал (“аварийка”) и ходовые огни, либо ближний свет фар, либо габаритные огни. Если в силу неисправности буксируемого ТС нет возможности использовать “аварийку”, то необходимо закрепить сзади ТС треугольный аварийный знак.  

У автомобиля едущего спереди должен быть включен либо ближний свет фар, либо дневные ходовые огни. Согласно правилам, впрочем, они должны быть включены всегда. 

Во время буксировки расстояние между автомобиля должно составлять 4-6 метров. Скорость движения ограничена максимальным значением в 50 км/ч. 

На скоростной автомагистрали буксирование напрямую не запрещено. Но запрещен выезд на автомагистраль транспортных средств, чья скорость не превышает 40 км/ч.  

За нарушения правил буксировки предусмотрен штраф – 500 р. (статья 12.21 КоАП). 

Буксировочный трос: какой выбрать 

Согласно ПДД во всех автомобилях обязательно должны быть: огнетушитель, аварийный знак, аптечка и буксировочный трос. Все автомобили должны быть оборудованы соответствующими крюками, фаркопами и иными устройствами для крепления буксировочного троса. Некоторые автолюбители халатно относятся к этому вопросу. Возят с собой обычную веревку или ездить совсем без троса. Не рекомендуем делать ни то, ни другое. Ответственно подойдите к выбору буксировочного троса и всегда возите его с собой. 

Трос для буксировки выполняется из разных материалов. У каждого из которых есть свои особенности: 

  • Металлически трос. Может выдержать большие нагрузки. Хотя для массы легкового автомобиля такой запас прочности, возможно, будет лишним. Минусы металлического троса в том, он занимает много места, его нельзя компактно свернуть (лежит в виде кольца). Металл подвержен коррозии. Что со временем уменьшает его прочность. Треснувшие пучки троса могут поранить руку, повредить обшивку багажника соприкасаясь с ней 
  • Тканевый трос. Делается в основном из синтетических материалов: капрон, полиэстер, полипропилен и др. Часто выпускается в форме буксировочной ленты. Можно встретить корабельный канат. Занимает мало места. Синтетический материал не подвержен гниению, только механической порче. По прочности некоторые материалы едва уступают металлу. При этом гибкие, легкие, безопасные 
Буксировочная лента
Буксировочная лента с креплением “Скоба-скоба”

Буксировочные тросы, ленты и ремни снабжаются креплениями, которыми прицепляются к автомобилю. Крепления бывают разные: крюки, скобы, петли, карабины. Не рекомендуется крепить трос к автомобилю с помощью самодельных устройств и узлов. Узел может развязаться, а самодельные крепления сломаться или оторваться. Это может быть чревато нежелательными последствиями! Нет единого мнения какой вид крепления самый надежный. С точки зрения надежности автовладельцы чаще всего выделяют скобу. 

Ремни, ленты и тросы обычно выполняются окрашены в яркие цвета. Это связано с тем, чтобы его было заметно. Поэтому при выборе ленты или ремня остановиться на самом ярком цвете. 

Итак, оптимальный выбор – это синтетически ремень с длиной 4 – 6 метра, с креплением в виде скобы (с обеих сторон), обладающий яркой окраской. 

Подготовка автомобиля к буксировке 

Все автомобили, выпускаемые с завода, оборудованы специальными петлями, фаркопами или скобами для крепления буксировочного ремня. Если в ТС не вносились конструктивные изменения самим владельцем (что, кстати, запрещено), то вы без труда найдета такие крепления. На современных автомобилях места для крепления троса обычно закрыты заглушками. Или находятся под бампером. Лучше заранее узнать куда крепится трос у вашего автомобиля, как сзади, так и спереди. Чтобы в экстремальной ситуации не растеряться. 

У современных авто под заглушкой в бампере обычно скрыт не сам крюк для крепления троса. Там находится резьба. В нее вкручивается буксировочный крюк. Он с завода идет в комплекте с машиной, либо приобретается отдельно.  

Никогда не крепите трос за те места, которые для этого не предназначены! Иначе можете оторвать бампер или то место, за которое закрепили трос. После закрепления троса его можно с силой подергать, чтобы убедиться в том, что он хорошо закреплен. 

Процесс буксировки. Основные принципы 

Буксировка ТС – требует от обоих водителей большой концентрации внимания, незамедлительной реакции. Неподготовленному водителю важно знать основные правила и особенности этого процесса. 

С механической коробкой нужно поставить автомобиль на “нейтралку”, снять с ручного тормоза. И можно начинать движение. С автоматической коробкой передач (АКПП) буксировка не рекомендована. Это может повредить АКПП. Механизмы коробки-автомата на нейтральной передаче (в отличие от “механики”) работают и на холостом ходу. Буксировка может их перегреть. Это чревато серьёзными поломками. Разные марки автомобилей и типы АКПП по-разному реагируют на буксировку. Некоторые производители заверяют, что “подцепиться на трос” можно только на маленькие расстояния (от нескольких километров до нескольких десятков километров). Другие категорически запрещают буксировки на нейтральной скорости. Чтобы избежать поломок АКПП автомобили с “автоматом” чаще перемещают на автоэвакуаторах.  

Кстати! По буксирующим ТС с коробкой-автоматом тоже есть ряд ограничений. Например, при коробке-роботе буксирование не рекомендуется из-за возможных поломок “робота”. 

Начало движения

Сигналы руками
Подача руками условных сигналов по ПДД

После того как вы удостоверились в надежности крепления всех элементов можно начинать движение. Абсолютно все маневры должны выполняться без рывков – максимально плавно. Сначала чуть-чуть продвиньте автомобиль вперед (речь о буксирующем ТС). В определенный момент почувствуете толчок. Трос натянулся. Теперь можно начать движение. 

Водитель буксируемого автомобиля должен постоянно следить за натяжением троса, чтобы исключить рывки во время торможения и разгона.  

Повороты должны осуществляться с большим радиусом. Вы обращали внимание как поворачивают грузовики с прицепами или фуры? Они закладывают большой угол. Примерно так же нужно поворачивать и вам, чтобы буксируемому ТС было пространство для маневра. 

Важные нюансы буксировки. Советы опытных водителей 

Буксируют, как правило, тот автомобиль, у которого случилась поломка двигателя (раз он не может передвигаться самостоятельно). С выключенным двигателем почти все системы автомобиля не работают в штатном режиме: 

  • Тормозная система работает по-другому. Из системы торможения с выключенным двигателем исключен вакуумный усилитель тормозов. Поэтому педаль приходится давить до самого конца. Но даже при этом эффективность торможения снижена, удлиняется тормозной путь. Учитывайте это при торможении 
  • Не работает печка. В холодное время или дождливую погоду это приводит к запотеванию стекол. Чтобы этого не допускать нужно открывать окна. Заранее продумайте как будете очищать лобовое стекло изнутри во время движения. Запаситесь тряпкой или салфеткой и держите ее под рукой 
  • При неработающем двигателе отсутствует гидро- или электро-усиление руля. Руль становится трудно вращать даже на ходу, что требует не малых дополнительных усилий  
  • Чтобы не разрядился аккумулятор (от включенного света и “аварийки”) не включайте другие электроприборы. Магнитола и работающие колонки съедают заряд аккумулятора. Да и лучше на буксируемом ТС ехать в тишине. Чтобы хорошо ориентировать в пространстве, слышать возможные посторонние шумы от неисправного буксируемого автомобиля. При появлении нехарактерных свистов, скрежета, стука лучше остановить движение и вызвать автоэвакуатор 
  • Поддерживайте визуальный контакт. Впереди едущий авто должен заблаговременно показывать сигналы поворота. Предупреждать о торможении кратковременными нажатиями на тормоз. Договоритесь заранее об условных сигналах, которые будете подавать друг другу (моргание дальним светом, вытянутая рука из окна, моргание противотуманными фонарями и т.п.). Помните, что использовать в черте города звуковой сигнал запрещено. Кроме тех, что указаны в п. 19.10 правил дорожного-движения 
  • Поддерживайте контакт с помощью сотового телефона. Говорить по мобильному устройству по время движения с использованием рук запрещено. Но подобной экстремальной ситуации можно воспользоваться громкой связью, если нет гарнитуры
  • При перестроении на другую полосу первым должно перестраиваться буксируемое ТС (задний автомобиль). После него на другую полосу перестраивается буксирующий. Если сделать наоборот, то буксируемому автомобилю может просто не хватить места в соседней полосе 

Как мы уже говорили максимальная скорость движения не должна превышать 50 км/ч. В условиях плотного городского трафика даже такая скорость будет большой. Лучше двигаться со скоростью 20-40 км/ч. Ориентироваться нужно по ситуации. Не обращайте внимания на тех, кто вам сигналит. Неадекватные водители есть везде. Запомните, кому нужно – обгонят.

В каких случаях запрещено буксирование автомобиля? 

Правилами установлен перечень ситуаций, когда буксировка на гибкой сцепке запрещена: 

  • Неисправности рулевого управления буксируемого ТС 
  • Неисправной системе торможения буксируемого ТС 
  • Буксировки 2-х или более транспортных средств 
  • Гололедицы или иных тяжёлых погодных условиях
  • Несоответствия массы и мощности транспортных средств (иными словами, легковой авто не должен брать на трос грузовик, автобус, трактор или явно превышающий по массе другой автомобиль) 
  • Двухколесных мотоциклов, скутеров, мопедов 

Кто виноват в ДТП во время буксировки? 

Скоба

Начинающим водителям ПДД не запрещено быть за рулем буксируемого ТС. Но если вы не уверены в своих силах, испытываете сильное волнение, или есть иные сдерживающие факторы… лучше попросить более опытного водителя сесть за руль. Правда этот вариант подходит, если у вас оформлена страховка на неограниченное количество водителей. Чтобы не получить дополнительных проблем С ГИБДД и страховой компанией в непредвиденной ситуации. 

В случае аварии, в которой задействованы буксирующее и буксируемое ТС, виновником будет, как правило, водитель едущего сзади автомобиля (п. 10.1 ПДД). Будьте бдительны. Соблюдайте правила. Заранее оговорите все условные сигналы между обоими транспортными средствами. Если есть возможность, то лучше выполнять буксирование при минимальном трафике. Дождитесь пока пройдет час-пик. Будет меньше угроз и сложных ситуаций на дороге. 

При неработающей электронике и отсутствии световых сигналов (“аварийка”, поворотники и т.п.) вспомните, как нужно подавать сигналы поворота из окна при помощи рук. 

Видео по теме: как правильно взять автомобиль на буксир? 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *